государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области "Средняя общеобразовательная школа №2"-Школа неограниченных возможностей!

Детский дом №1 им. Парижской коммуны

Курушина А.П.,
педагог-организатор ГБОУ СО
«Средняя общеобразовательная школа №2»

Детский дом №1 им. Парижской коммуны

В 1924 г. на базе школы открылся Детский дом №1 им. Парижской коммуны. Располагался на территории бывшего женского монастыря на крутом берегу реки Тура. Здесь нашли пристанище дети раскулаченных крестьян, репрессированных бухаринцев. троцкистов, других «врагов народа», большинству из них не было и 3-5 лет. Местное население встречало детей, принесли молоко, продукты питания. Их привезли в холодное неотапливаемое помещение. Первую ночь они спали в одежде, тесно прижавшись друг к другу. В наследство от Покровского женского монастыря досталось здание, обитателями которого было несколько монашек. В первые годы в детском доме было холодно, голодно, не хватало одежды, но коллектив воспитателей во главе с директором Батуриным вселяли бодрость силу. веру т.к искренне любили детей. Пришлось обживаться самим. Появилась лошадь и корова. Привели местные жители. За Кликун- камнем завели подсобное хозяйство. В военное время в 40-е ряды пополнили беспризорные дети, сироты, малолетние бродяги, оставшиеся без родителей во время бомбежек, мальчишек «сынов полка», детей с линии фронта, словом. всех тех, кто испытал ужасы войны, страх одиночества, взрывы снарядов, вой самолетов. пламя горящих поездов.
В 1941 – 1943 годы к нам , в Верхотурье были эвакуированы еще и детские дома из Москвы, Ленинграда, Украины и Белоруссии. В то время в детском доме им. Парижской коммуны насчитывалось более тысячи детей.

Огромная роль уделялась развитию трудовых навыков. Время было сложное голодное, кроме государственной скудной поддержки пытались прокормиться сами. Было решено посадить картофель, капусту, морковь, свеклу, сеяли рожь, пшеницу, овес. Вспоминает Беседина Шура: «Рано научила меня жизнь, скорее всего, война, узнать всю крестьянскую работу, научилась жать. Тогда хлеба убирали почти вручную. Вся эта работа трудная. Солнце весит и вот под жгучими лучами жнешь рожь, пшеницу, овес с утра до позднего вечера». В парниках выращивали рассаду: капусты, помидор. тыквы, дыни. арбуза, табака. Табак сушили и посылали бойцам на фронт Учащиеся школы, воспитанники детского Дома вместе с педагогами, обслуживающим персоналом, в состав которого входили и бывшие монашки, сами обрабатывали поля, ставили опыты, снимали урожай, хранили его. Так как после закрытия женского монастыря в его здании поселились бывшие беспризорники, многие постояльцы монастыря остались работать в Детском Доме. Всем хозяйством детского дома заведовала монашка тетя Луша, бесконечно обожаемая детьми. Она особенно запомнилась всем воспитанникам очень вни-мательная, заботливая и трудолюбивая.

В 39-е годы, благодаря специалистам-агрономам Глазуновым и Заболотским, а также учащимся школы, которые работали под руководством этих специалистов, был заложен яблоневый сад в районе Неромки. По сей день это удивительное место радует Верхотурцев. Был сторож Федор Баталов, который жил в сторожке. Человек исключительно добросовестно относился к своим обязанностям. Однако иногда учащиеся уговаривали сторожа и тогда, он позволял им полакомиться яблочками.
Учащиеся школы гордились этим садом, они ухаживали за са-женцами. Отдыхали в саду. Работали много. Остаток урожая сдавали государству, на вырученные деньги покупали оборудование, мебель, вещи для воспитанников.

В известном школьном саду в то время был Пушкинский сад с танцевальной беседкой. После трудового дня там собиралась местная молодежь, учащиеся старших классов и звучал духовой оркестр, были танцы. Вспоминает Т.А. Волхонская (Шерафутдинова). «У нас существовала своя футбольная команда, в которой тренировались мальчишки, самозабвенно гоняли мяч по полю. Имелись симфонический и духовой оркестр, оркестр народных инструментов, несколько хоров, акробатический, цирковой, драматический кружки. Группы вокалистов и чтецов частенько выступали на предприятиях, в госпитале…Мы интересно отмечали праздники в школе, к которым серьезно готовились».

Руководили этим многообразным творчеством профессионалы: режиссеры, актеры, музыканты, эвакуированные из Ленинграда и Москвы. К детям относились они с особенной нежностью». В детском доме существовала богатейшая библиотека, пополненная привезенной из столичных городов литературой. В Покровском женском монастыре был Клуб, где воспитанники занимались в кружках. Уже позднее там была открыта баня.

Воспитанники Детского Дома уважительно относились к воспитателям и педагогам в школе. Некоторые из них сами позднее становили преподавателями. Они закончили учительские курсы и работали в родной школе. Например: Желтов Александр Михайлович учитель математики и физики, Немчинов Николай Степанович учитель музыки, руководитель школьного хора. Лапина Антонина Павловна учитель трудового обучения, Петрова Елена Александровна учитель начальных классов неполной средней школы №2 и другие. Это очень интересные заслуженные люди. Нина Павловна Желтова учитель начальных классов – инспектор РОНО жена Александра Михайловича. Двое детей Владимир и Галина. Сейчас Владимир в Астрахани, а Галина в Алма-Ате.
Немчинов Николай Степанович – учитель музыки в восьмилетней №1, жена – Немчинова Екатерина Филипповна – воспитатель в детском доме, дочь – Вера Николаевна Лесик работает учителем в данной школе, старший сын Юрий – летчик, дочь Галина – работник торговли.

Лапина Антонина Павловна работала вначале воспитателем, а затем педагогом. Муж бывший военный офицер работал в военкомате. Дочь Завьялова Н.А. работала пионерской вожатой, в Райкоме партии, Райисполкоме. Дочь Ольга работает в Нижне-Тагильской гимназии на Вагонке.

В семье Елены Александровны Петровой два сына. Рано из жизни ушел муж, в 40 лет после тяжелой и продолжительной болезни. В то время старшему сыну было 15 лет, а младшему шесть. Вся её жизнь посвящена школе, сыновьям, внукам.
Большую помощь педагогам оказывали пионерская и комсомольская организации. Младшие школьники были октябрятами. В каждом отряде работали старшие вожатые. Пионеры были вожатыми у октябрят, а комсомольцы у пионеров.
Решением ЦК ВЛКСМ от 15 сентября 1942 года был утвержден нагрудный значок юного пионера, звеньевой флажок, знамя пионерского отряда, знамя пионерской дружины. Утверждены знаки отличия членов и начальников штабов дружины отрядов и вожатых звеньев пионерских организаций: для начальников штаба дружины три полоски, начальника штаба отряда и члена штаба дружины - две полоски, вожатого звена, пионера инструктора и члена штаба отряда – одна полоска. Рекомендовалось работу пионерских организаций строить на основе широкой самостоятельности самих пионеров.

Дружина нашей пионерской организации носила имя героя пионера Вали Котика. Много славных дел было сделано ребятами. Проводились сборы пионерских отрядов и дружин. Ребята торжественно под бой барабанов и звон горна заходили в актовый зал, затем вносилось дружинное знамя. Пионеры отдавали честь, как военные. Отряды сдавали рапорт, докладывали о проделанной работе. Вся страна и Дружина нашей школы была охвачена Тимуровским движением. Школьники дежурили в госпитале, который находился в средней №1. Устраивали субботники по уборке палат и территорий, помогали ухаживать за ранеными. Писали письма по просьбе раненых. Проводили концерты для военнослужащих. Особым вниманием они окружали семьи фронтовиков и инвалидов ВОВ. Одной из действующих форм помощи фронту стало участие учащихся в мероприятиях оборонной значимости: сборе металлолома и лекарственных растений, теплой одежды для военнослужащих, вещевого имущества всех видов. Своим активным участием в оборонно-массовой работе школьники демонстрировали искреннюю преданность и любовь к своей Родине, вносили посильный вклад в дело победы над врагом. А также своим участием в сельхозработах, особенно по уборке колосков учащиеся и педагоги внесли весомый вклад в дело укрепления обороноспособности страны. День Победы наступил 9 мая. Вспоминают учащиеся школы: « День был солнечный, когда мы услышали о том, что война закончилась было всеобщее ликование. Хотелось прыгать, кричали Ура! Обнимались, кто-то плакал от радости…. Вечером были танцы».

В детском доме работали директорами: Батурин, П.А. Стрюков, Ф.Сафонов, Л. Аникина, И.Чебыкин, С. Загайнов, А.Окишева.Много усилий отдавали воспитанию детей опытные воспитатели: Л Корзунина, И.Корчемкин, Н.Лагунова, М. Ладыгина, Е.Ф.Немчинова, Н Никитина, К. Д Новиков, Н. Поляков, А.П.Танков, А.Уросова, Ф.Федосеева, Х. Хаснов. О.А.Полкова, К.А.Шелепова и другие. Это далеко не полный список воспитателей. За время существования детского дома №1 в самостоятельную жизнь вышли более 10000 воспитанников. И не было ни одного, кто бы попал в места лишения свободы. Он был закрыт в 1973 г. Остались только дети дошколята на Заимке. Старших перевели в г. Нижний Тагил.