Мы за ЗОЖ!
Большая перемена

 

Уважаемые дети, родители, жители города Верхотурье!

С целью информирования участников образовательного процесса о соблюдении противопожарных правил поведения в лесу и на прилегающихк нему территориях, о вреде самовольного выжигания сухой травы в пожароопасный сезон 2023 года, в рамках информационной кампании «Останови огонь!» размещаем  видеоролик о сбережении лесных ресурсов России и недопущении выжиганий сухой растительности.Видеоролик доступны для просмотра и скачивания на официальном сайте Федерального бюджетного учреждения «Центральная база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана» по ссылке: https://aviales.ru/popup.aspx?news=5133 .

 

поиск информации
Адрес ГБОУ СО "СОШ №2"

ГБОУ СО "СОШ №2"

624380, Свердловская область, город Верхотурье, ул.Сенянского, д.12

Телефон

(834389)222-92

Факс (834389)222-92

Эл. почта shkola_2@mail.ru

Школа в годы Великой Отечественной войны

Слесарева Татьяна Владимировна,
учитель черчения и изобразительного искусства ГБОУ СО
«Средняя общеобразовательная школа №2»

Школа в годы Великой Отечественной войны

Школа работала в три смены, так как в первой школе был госпиталь, а дети первой школы учились в нашей. Перед учителями встала задача повышения эффективности учебных занятий. Занятия были сокращены (до 35-40 минут). А перемены до 5 минут. Вспоминает Мерзлякова Т.Е. бывшая ученица школы: «Мы сразу повзрослели. На наши плечи свалились нужда, холод, голод. Одежды не было, хлеба не было, корочка хлеба казалась вкуснее пряника. Выдавали на день маленькую школьную булочку. Летом жили на подножном корму: крапива, пиканы, листья, травы – все было наше. Уже девятилетние мы летом ходили собирать шиповник. бруснику, клюкву».

В условиях военного времени учебная программа выполнялась за счет уменьшения продолжительности зимних и весенних каникул, уплотнения учебного материал и сокращение времени на его освоение. В самом начале войны был организован школьный консультационный пункт, его программа была ориентирована на самостоятельную работу под руководством педагогов. Несмотря на все трудности уже к концу 1941 -1942 учебного года органами народного образования отмечалась организованность и слаженность в работе школ. Занятия закончились 20 мая, в связи с необходимостью участия учащихся в весенних сельскохозяйственных работах и, вместе с тем, более полного освоения программного материала, были отменены весенние каникулы в 5-10 классах. Проверочные испытания в этих классах были проведены с 21 - 31 мая. В 5-9 классах по русскому языку и математике, в 10 классах по русскому языку. математике, физике и иностранному языку. По предметам не включенным в испытания, учет знаний проводился на основе текущих четвертных оценок. Отмечался рост успеваемости школьников в 1940 – 1941 г она достигала до 80%, а в 1941 -1942 г она составила 82 %.

Учебные программы были ориентированы на укрепление связи обучения с жизнью, на идейно –политическое и патриотическое воспитание.
В 1942-1943 учебном году были внесены изменения в учебный план, внесены дополнительные изменения в учебные программы, откорректировано содержание учебного материала ряда тем и разделов в отдельных учебных дисциплинах. В каждом школьном предмете вводился дополнительный материал познавательного и воспитательного характера с учетом требований военного времени. В преподавании математики, физики, химии , биологии и географии больше внимания должно быть уделено вопросам взаимосвязи науки с военным делом. Промышленностью и с/х. На уроках химии изучались средства противохимической защиты. В программу по географии включен ряд новых тем, имеющих практическую направленность. К примеру тема «План и карта» (5класс) предусматривала развитие у учащихся навыков работы с компасом, ориентирование на местности и чтение географической карты. На занятиях по математике решались задачи с элементами военной терминологии и тактических расчетов.

Важное значение на уроках истории в условиях ВОВ приобретает ведение истории как дисциплины. Идеологической необходимостью в преподавании истории стали акценты на культе героических личностей прошлого, прежде всего военачальников. Темы: «Татаро-монгольское иго", «Отечественная война 1812 г» и т.д.

Методологической основой в годы ВОВ является принцип связи теории с практикой. Это проявлялось в таких формах как освоение школьниками основ сельского хозяйства.
Учащиеся старших классов осваивали основы агротехники, возделывания сельскохозяйственных растений.
В школе имелись не одна лошадь. Дети изучали правила работы с ними. Ходили в ночное. Появились поросята и кролики и учащиеся охотно за ними ухаживали.
Особое внимание уделялось массовой спортивной работе, направленной на расширение и углубление знаний и навыков полученных на военной подготовке. Организовано добровольное спортивное общество учащихся школы. Самой распространенной была спортивная кружковая работа. Учителя вели спортивные секции. Девочки в основном занимались гимнастикой, а мальчики футболом и хоккеем.

Зимой на реке Тура расчищали лед и катались кто на валенках, а кто на коньках. Во время войны воспитанию сознательной дисциплины учащихся уделялось особое внимание. В августе 1943 года СНК РСФСР утвердил новые «правила для учащихся», которые стали практической программой воспитания школьников. В них были сформулированы обязательные требования к учащимся в отношении посещения ими школы, подготовки уроков, поведения в школе, дома, в общественных местах.

Правила для учащихся, утвержденные: Постановлением СНК РСФСР от 2 августа 1943 г.
Каждый учащийся обязан:

1.Упорно и настойчиво овладевать знаниями для того, чтобы стать образованным и культурным гражданином и принести как можно больше пользы для Родины.
2. Прилежно учиться, аккуратно посещать уроки, не опаздывать к началу занятий в школе.
3. Беспрекословно подчиняться директору школы и учителям.
4. Приходить в школу со всеми необходимыми учебниками и письменными принадлежностями. До прихода учителя приготовить все необходимое для урока.
5. Явиться в школу чистым, опрятным, причесанным и одетым.
6. Содержать в чистоте и порядке свое рабочее место в классе.
7. Немедленно после звонка входить в класс и занять свое рабочее место. Входить в класс и выходить из класса во время уроков только с разрешения учителя.
8. Во время урока сидеть прямо, не оборачиваясь и не облакачиваясь и не разваливаясь, внимательно слушать объяснения учителя и ответы учащихся, не разговаривать и не заниматься посторонними делами.
9. При входе в класс учителя, директора школы и при выходе их из класса приветствовать их, вставая с места.
10. При ответе учителю вставать, держаться прямо, садиться на место только с разрешения учителя. при желании ответить или задать учителю вопрос поднимать руку.
11. точно записывать в дневник или особую тетрадь то, что задано учителем к следующему уроку и показывать эту запись родителям. Все домашние уроки выполнять самому.
12 Быть почтительным с директором школы и учителями. При встрече с директором школы и учителями, приветствовать их вежливым поклоном, при этом мальчикам снимать головные уборы.
13. Не употреблять бранных выражений и грубых выражений, не курить. Не играть в игры на деньги и вещи.
14. Беречь школьное имущество. Бережно относиться к своим вещам и к вещам товарищей.
15. Быть вежливыми со старшими, вести себя скромно и прилично в школе, на улице и в общественных местах.
16 Быть внимательным и предупредительным к старикам, маленьким детям слабым. больным, уступать им дорогу, место, оказывать всяческую помощь.
17. Слушаться родителей, помогать им, заботиться о маленьких братьях и сестрах.
18. Поддерживать чистоту в комнатах, в порядке содержать свою одежду, обувь, постель.
19. Иметь при себе ученический билет, бережно его хранить. не передавать другим и предъявлять по требованию директору и учителей школы.
20. Дорожить честью своей школы и своего класса, как своей собственной.

Несмотря на все трудности военного времени, педагоги, руководители школ, прилагали все усилия для решения задач всеобуча. Не было бумаги писали на газетах, учебник на 2-х, 3-х учеников. Совершенствовался образовательный процесс. В годы войны советская общеобразовательная школа обеспечивала высокое качество подготовки учащихся к трудовой деятельности, формирования духовно-нравственных основ личности.

У каждого из нас - своя война
И память воскрешает, то, что близко,
В той памяти, естественно она
Прописана по собственным пропискам.
Тот городок и этот городок,
Деревня та, село иль просто хата..
Мы в самом деле тысячи дорог
Прошли, чтоб оказаться в сорок пятом..
И остаются памяти верны
Окопы, села, города и страны…
И люди, не пришедшие с войны,
И, те, кто перевязывает раны.

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Мы используем cookies. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с этим. Нажмите на кнопку «Согласен», и уведомление исчезнет.